К таким причинам налоговики отнесли:
- технические сбои «облачного» программного обеспечения;
- недоступность электронных каналов связи;
- задержку обработки декларации оператором ЭДО и другие подобные ситуации.
В ФНС отметили, что операторы являются независимой стороной, осуществляющей функции формирования электронного документа «Подтверждение даты отправки» (ПДО), который содержит дату и время отправки отчета составителем.
При регистрации отчета в налоговом органе дата его представления должна соответствовать дате, зафиксированной в ПДО. Таким образом, в период декларационных кампаний, когда из-за большого объема деклараций могут наблюдаться задержки в их обработке оператором, на налогоплательщика не будут наложены штрафные санкции (информация подтверждена в письме ФНС от 27.05.2022 № ЕА-3-26/5527@).
Если же на стороне оператора был сбой, из-за которого отчетность вовремя не ушла к налоговикам, нужно подтвердить ИФНС, что такие обстоятельства действительно имели место. Для этого нужно представить в налоговый орган подтверждающие документы. Например, письмо оператора ЭДО или разработчика бухгалтерских учетных систем о том, что в отчетные сроки у них не было технической возможности сформировать и (или) доставить отчетность в налоговый орган, либо документ, подтверждающий дату отправки декларации оператору ЭДО с указанием даты и времени отправки.
Лучше представить эти документы до завершения камеральной проверки направленного отчета или до вручения акта проверки. Тогда процедуру привлечения к ответственности налоговая просто не начнет. Если не успеете до вручения акта, подайте подтверждения вместе с ходатайством о неприменении санкции и штрафа также не будет (письмо ФНС от 28.04.2022 № ЕА-4-15/5257@).