«Мягкие» навыки (Soft skills)
Технические навыки – это способности, которые подтверждают квалификацию, предоставляют возможности для карьерного роста. Однако, все больше рекрутеров обращают внимание на так называемые «мягкие» навыки. К ним относятся: умение поддерживать коммуникацию, работа в команде, понимание и соблюдение норм профессиональной этики, ярко выраженные персональные качества, креативное мышление.
Согласно исследованиям, для работодателей «мягкие» навыки более ценны, чем технические навыки. В процентном соотношении – 56/44 в пользу первых. Всего 40% компаний связываются с соискателями, в резюме которых указаны только hard skills – «твердые» навыки, которые можно наглядно продемонстрировать.
Однако вернемся в IT-сферу. Бытует мнение, что системный администратор – замкнутый в себе человек, который не любит общаться с людьми. Конечно, это не так, но этот постулат появился неслучайно. Отсутствие элементарной корректности и грубость по отношению к клиентам, нежелание поддерживать связь с коллективом – все это негативно влияет на карьеру системного администратора. Подкрепляю факты примером. Сисадмин получил задание настроить сервер, вовремя его выполнил, но не сказал об этом соответствующему должностному лицу. В результате – заминка в работе информационной системы компании и минус в карму провинившемуся сотруднику.
Ответственность за принятые решения
Системный администратор – IT-специалист, который поддерживает работу программного обеспечения и компьютерной техники, отвечает за информационную безопасность компании.
Он должен не просто решать проблему, а думать на перспективу. Чем меньше задач выполняются «здесь и сейчас», тем лучше. Информационная система и сеть должны работать без сбоев, оборудование – не ломаться как можно дольше.
Чтобы реализовать это, сисадмину необходимо постоянно следить за состоянием сетей, железа, работой ПО, устранять многочисленные неполадки, атаки, угрозы, а также изучать новые IT-тенденции и разрабатывать способы их внедрения.
Если происходят неприятные ситуации по вине системного администратора, он должен честно признать это, а не «переводить стрелки» на других сотрудников.
Критическое мышление при решении проблем
Системный администратор познается в ситуациях, когда необходимо быстро и качественно устранить проблему. В таких случаях некоторые админы паникуют, делают необдуманные шаги. В итоге это еще больше усугубляет ситуацию. Другие поступают наоборот – находят первопричину проблемы, разбираются в ней и решают ее. Первые относятся к категории посредственных системных администраторов, вторые – к профессионалам.
Умение видеть проблему насквозь приходит с опытом. Это способность сисадмина распознавать ситуации, с которыми он уже сталкивался, использовать старые решения для новых заданий, раз за разом улучшая их. Опытные системные администраторы проявляют гибкость: они знают, когда применяемое ранее решение на 100% подойдет для устранения текущей проблемы, а в каких случаях его нужно оптимизировать.
Способность мыслить критически дает возможность проанализировать проблему, а не просто избавиться от нее «до следующего раза».
Положительное отношение к работе
Представьте ситуацию. Мы попали в небольшую контору и хотим спросить у вон того хмурого дяденьки, как он стал системным администратором. Ответ можно предсказать с точностью до 90%: сначала обучение, потом – рабочие будни, полные однообразия и рутинности. Все это ему, конечно, надоело, но что-то изменить в жизни нет возможности.
Далее направляемся в крупную фирму. Нам нужен руководитель IT-отдела, задаем ему тот же самый вопрос. Нас встречает приятный молодой человек, с улыбкой отвечает, что начинал как все – с обучения: закончил IT-курсы, прочитал множество книг, посещал различные мероприятия отрасли, общался с коллегами… и продолжает заниматься этим сейчас.
Мораль данного примера такова: если идти в системное администрирование с корыстными мотивами, ничего не получится. Помимо финансового аспекта, надо искать в работе положительные моменты. Можно, например, выбрать одну нишу системного администрирования и оттачивать знания конкретно в этой области. Важно находиться в IT-тусовке, постоянно прокачивать себя.
Ощущение того, что «я делаю это не просто так» и есть тем высшим стимулом, который побуждает действовать, проявлять инициативу, изобретать велосипед. Отсюда и настойчивость, целеустремленность, ответственность – все те качества, которые помогают сисадмину выйти из зоны посредственности и перейти в категорию ведущих специалистов.
Вместо вывода
Хороший системный администратор решает проблему, лучший – делает так, чтобы она больше не возникала. Хороший системный администратор стремится приобрести крутое железо и новый софт, лучший – получить побольше знаний, навыков и умений. Первый настраивает систему под себя, второй ориентируется на людей.
По сути, эти двое делают одну и ту же работу, разница только в восприятии, целях и мировоззрении. Билл Гейтс, Линус Торвальдс, Стив Джобс – все они начинали с малого, ошибались, но пробовали снова, каждый раз выкладываясь на 100%. Хорошо выполненная работа – это их не удовлетворяло. Они требовали от себя и от остальных максимальной отдачи, наилучшего результата. И добились успеха.
Позволю себе закончить статью словами датского ученого С. Бьерна. В ней идет речь о программистах, но от этого смысл не меняется. «Если не выходить за границу «объектно-ориентированных» методов, чтобы остаться в рамках «хорошего программирования и проектирования», то в итоге обязательно получается нечто, что является в основном бессмысленным».